Броня — это не только металл и композиты. Защитить обычные автомобили от небольших повреждений способны специальные пленки. Насколько эффективны такие прозрачные щиты?
Когда есть выбор, без сравнений не обойтись. У каждого типа бронепленки есть свои достоинства и недостатки.
Что такое бронепленка для авто?
Бронепленка — это прозрачное или цветное покрытие, которое наклеивается на весь кузов или его отдельные элементы, а также на светотехнику (в странах, где это разрешено) автомобиля для защиты от царапин и сколов. Разумеется, до определенного предела. «Поранить» покрытие могут не только острые предметы. Если долго не смывать с пленки следы жизнедеятельности птиц и «кляксы» от разбившихся насекомых, они тоже способны повредить защитное покрытие. Что действительно может бронепленка, так это продлить срок, в течение которого ЛКП автомобиля при правильном уходе сохранит свой изначальный блеск и качество. На рынке присутствуют два вида бронепленки:
Виниловая. Первоначально применялась для изготовления афиш и билбордов. С 1960-х на раллийных машинах появились виниловые наклейки с указанием бортового номера, а также имен гонщика и штурмана, их группы крови.
Полиуретановая. Разработана компанией 3М по заказу Вооруженных сил США в период войны во Вьетнаме 1960–1970 годов для предотвращения быстрого износа передней кромки лопастей винтов вертолетов и защиты от мелких повреждений носовой части реактивных истребителей. С 1980-х из такой пленки стали изготавливать рекламу, размещаемую на гоночных автомобилях серии NASCAR, а с 1990-х полиуретановое защитное покрытие «пошло в массы». Технология постоянно совершенствовалась, а сегодня использование такой бронепленки одобрено практически всеми автопроизводителями.
Минусы оклейки автомобиля бронепленкой.
Бронепленка не всесильна. Ее защитные свойства определяются качеством материала, из которого изготовлено покрытие, и квалификацией мастеров, выполняющих оклейку автомобиля. Кроме того, наличие бронепленки следует учитывать при уходе за автомобилем.
Пожелтение со временем, что особенно заметно на белых авто. В большей степени это касается виниловых пленок, но также полиуретановых низкого качества. Источник проблемы — материал, из которого изготовлен клейкий слой. Под действием ультрафиолета он окисляется, что проявляется в пожелтении пленки. Решением стало создание клейкого слоя на основе акрила.
Вздутие. В основном это результат некачественной подготовки автомобиля к оклейке. Любые загрязнения или дефекты ЛКП, оказавшиеся под бронепленкой, ведут к образованию под ней воздушных пузырьков, которые со временем увеличиваются в размерах. Именно поэтому предпочтительнее оклеивать автомобиль сразу после покупки, пока ЛКП практически в идеальном состоянии. В любом случае машину перед оклейкой необходимо тщательно вымыть и отполировать.
Отслаивание. Среди прочего отделение бронепленки от ЛКП может стать результатом неправильной мойки под давлением. Форсунка пистолета-распылителя должна находиться на удалении не менее 30 см от кузова автомобиля, особенно в местах срезов бронепленки.
Какую бронепленку выбрать!?
Виниловая
Изготовленное из прозрачного или матового ПВХ такое покрытие при нагревании растягивается, а затем твердеет, превращаясь в подобие пластика. Защитные свойства виниловой бронепленки определяются исключительно ее толщиной, которая зависит от фактуры и производителя защитного материала. Как правило, используют виниловую бронепленку толщиной 100 микрон, реже — 150 микрон. Чем пленка толще, тем сложнее наклеивать ее на изгибы кузова или мелкие детали.
Среди плюсов виниловой бронепленки:
*Достаточный уровень защиты от грязи, пескоструя, царапающих веток.
*Ценовая доступность. Такое покрытие кратно дешевле полиуретанового.
Минусы такого покрытия:
*Недостаточный уровень защиты от щебня и крупного гравия.
*Нестойкость к минусовым температурам.
*Нестойкость к воздействию химреагентов.
*Не позволяет проводить частые полировки кузова.
*Пожелтение проявляется уже через 1–2 года. Особенно заметно на глянцевом покрытии.
*Не обладает свойством затягивать мелкие порезы, царапины при нагреве.
*Неоднородность качества, поскольку простота технологии позволяет производить такую пленку множеству компаний.
*Ограниченный срок службы: 2–5 лет.
*Полиуретановая
Такая бронепленка благодаря исключительной эластичности может наноситься без нагрева и эффективно защищает ЛКП не только за счет своей бОльшей (150–300 микрон), чем у винилового покрытия, толщины, но и упругости. Плюсы полиуретановой бронепленки:
*Очень высокая прочность.
*Сохранение упругости при минусовых температурах.
*Водоотталкивающие свойства пленок некоторых марок, благодаря чему автомобиль дольше остается чистым в дождь.
*Стойкость к химреагентам.
*Способность самовосстанавливаться при нагреве примерно до 80 °С.
*Допускает частые полировки кузова.
*Несклонность к пожелтению и помутнению.
*Полная незаметность на автомобиле.
*Более стабильное качество, поскольку из-за сложности технологии такую пленку производят только крупные компании.
*Срок службы: минимум 5 лет и вплоть до 10+.
К минусам такого покрытия можно отнести:
*Неспособность защитить ЛКП от выцветания, поскольку не блокирует ультрафиолетовое излучение.
*Необходимо не менее 12 часов на просушку после наклеивания.
*Заметное снижение светопропускной способности оптики.
*Высокая стоимость.
Сколько стоит оклеить автомобиль бронепленкой?
Во сколько обойдется оклейка автомобиля бронепленкой? Это зависит от нескольких факторов:
*Вид покрытия (винил или полиуретан).
*Толщина пленки.
*Разновидность пленки (глянцевая, матовая, под хром, зеркальная).
*Габариты автомобиля.
*Особенности конструкции с точки зрения технологии оклейки, что отражается на общем объеме работ.
Ориентировочно оклейка винилом по максимуму обойдется в зависимости от класса автомобиля в 80 тыс. — 90 тыс. руб. В случае с полиуретановым покрытием от разных производителей сумма вырастает примерно до 160 тыс. — 260 тыс. руб. Поэтому многие ограничиваются бронированием капота, передних крыльев (частично) и бампера, а также корпусов наружных зеркал. Такой пакет «минимум» обойдется в 20 тыс.+ руб. и 30 тыс. — 45 тыс. руб. соответственно.
Оклейка автомобиля бронепленкой своими руками.
Теоретически можно попытаться сэкономить на стоимости работ, выполнив оклейку своими руками. Что для этого понадобится, кроме бронепленки?
- Помещение, в котором мало пыли, нет сквозняков и поддерживается температура порядка 23 °С.
- Необходимо снять часы, кольца и тщательно вымыть руки.
- Нож для резки бронепленки.
- Ракели из резины и выгонки.
- Детский шампунь для приготовления раствора, который облегчит раскладку пленки на кузове автомобиля.
- Раствор изопропилового спирта для нейтрализации раствора шампуня и активации клеевого слоя пленки.
- Шприцы для введения спиртового раствора под пленку.
- Салфетки без ворса.
Закон о бронепленке на авто.
На настоящий момент техрегламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» запрещает только оклейку фар любыми пленками, в том числе прозрачными. С такой защитой оптики с 1 марта 2021 года невозможно пройти техосмотр и получить диагностическую карту. К нарушителям применяется положение п. 1 ст. 12.4 КоАП, предусматривающее ответственность за использование световых приборов, режим работы которых не соответствуют требованиям. Размер штрафа для граждан определен в 3 тыс. руб., для должностных лиц — 15 тыс. — 20 тыс. руб., для юридических лиц — 400 тыс. — 500 тыс. руб.