В самом конце прошлого года Госдума успела принять в первом чтении законопроект, регулирующий электронный документооборот при оформлении страховых выплат по ОСАГО. Уже сейчас оформить аварию можно при помощи специальных приложений, но бумажные оригиналы документов всё равно придётся отвозить в страховую компанию лично или отправлять «Почтой России». Нововведения позволят исключить и этот этап — после принятия закона пострадавший в ДТП водитель сможет отправить документы в электронной форме через сайт Госуслуг.
Осмотр автомобиля экспертом страховой компании теперь тоже не нужен — специалист при расчёте выплаты будет использовать фотографии, полученные через приложение «Помощник ОСАГО». Но именно этот момент вызывает больше всего нареканий у страховщиков. Они боятся всплеска мошенничества и претензий клиентов, у которых могут возникнуть дополнительные траты из-за наличия скрытых повреждений. В любом случае закон предполагает двухлетний переходный период, в течение которого документы разрешается оформлять и по-старому.
С 1 января 2021 года водителям не надо покупать автомобильную аптечку в магазинах — собрать её можно будет самостоятельно. Это не значит, что старые аптечки придётся выкинуть... Водители могут возить имеющиеся до окончания их срока годности, но не дольше чем до 31 декабря 2024 года — утверждается на официальном сайте Минздрава. Действующий состав аптечки был утверждён приказом ведомства в октябре 2020 года, который добавил в перечень обязательных медицинских средств маски и перчатки.
И дело не только в коронавирусе: маска и перчатки в любом случае помогут защитить пострадавшего от инфекции и грязи. Помимо них в список средств входят устройство для искусственного дыхания, жгут, марлевые бинты, стерильные салфетки и лейкопластыри. Лекарств и медицинских препаратов, которые требуют знаний и особых условий хранения, в аптечке нет уже несколько лет. Штраф за отсутствие аптечки или её неправильный состав — 500 рублей.
Правительственная комиссия по безопасности дорожного движения готова поменять существующий порядок оформления аварий, чтобы разрешить съезжать с места ДТП на обочины скоростных магистралей. Эта идея возникла после ряда повторных ДТП на столичной МКАД и других магистралях — когда в остановившиеся из-за незначительных повреждений автомобили на большой скорости врезались другие машины. По данным экспертного центра Probok.net, за год произошло более трёх тысяч подобных аварий.
Столичный ЦОДД уже начал выводить на информационные экраны МКАД предупреждения о недопустимости оформления аварий на трассе. Теперь изменения должны урегулировать законодательный конфликт — ведь съезд на обочину может расцениваться как оставление места ДТП, что грозит водителям лишением прав. Поэтому для скоростных трасс обязанность участников ДТП съехать на обочину будет прописана в Правилах. Составлять примерную схему ДТП и производить фотофиксацию повреждений либо вызывать сотрудников ГИБДД нужно будет уже оттуда.
Российская ГИБДД испытала комплексы видеофиксации нарушений, который устанавливаются на патрульные автомобили и позволяют отслеживать трафик прямо на ходу. Камеры (от двух до четырёх) монтируют в проблесковые маячки на крышах машин ДПС, а в салоне автомобиля устанавливают планшет для управления системой.
Комплекс позволяет контролировать обстановку со всех сторон и отслеживает целый ряд нарушений, включая превышение скорости, — вне зависимости от того, находится патрульный автомобиль в движении или стоит на парковке. Установить системы можно на любую машину. Полученные данные сразу отправляются в центры фиксации нарушений, которые станут оформлять штрафные постановления — выписать штраф на месте будет невозможно.
Правила проезда круговых перекрёстков будут вновь скорректированы. Минтранс просит внести в ПДД уточнение о том, что круг является главным только при пересечении равнозначных дорог и отсутствии других знаков приоритета. Скорее всего, нововведение приведёт к тому, что на круговых развязках начнут в большом количестве вешать знаки приоритета, чтобы водителям было проще разобраться.
Изначально в России круговое движение работало по принципу правой руки, то есть движущиеся по кругу должны были уступать дорогу тем, кто въезжал на круг. При значительном трафике это приводило к тому, что круг «запирался», поэтому несколько лет назад правила поменялись и круг, по умолчанию, стал главным — это помогло быстрее очищать перекрёсток. Но путаница начала возникать там, где схема движения отличалась от стандартной и имела знаки приоритета. Водители просто не понимали, какая дорога является главной. В итоге дорожникам даже пришлось демонтировать знаки кругового движения в особенно сложных местах.